Архив новостей


17.08.2021

Со страниц районной газеты "Призыв"

= Как это было=

До середины XX века на пожары выезжали на гужевых повозках

Районка рассказывает, как век назад конно-бочечный обоз под звон колокольчиков спасал деревянную Бутурлиновку от пожаров

До революции 1917 года здание пожарного депо в нашем городе располагалось на площади Воли, рядом с домом графа Бутурлина. У пожарных был всего один конно-бочечный ход, из необходимого для борьбы с огнем инвентаря только багры, топоры, ломы.

С каланчи звонил колокол
Для защиты от стихийного бедствия, которым издревле в народе считался пожар, требовалась оснащенная пожарная охрана. Поэтому пожарную команду с приходом советской власти в стране передали на баланс местных Советов народных депутатов и финансировал ее городской Совет.До 1930 года пожарная команда располагалась на площади Воли. Начальником пожарной команды был назначен Дмитрий Долматов. Пожарная команда была слабо оснащена. В ее распоряжении был пожарный обоз, состоящий из двух парных конно-бочечных ходов с деревянными бочками, четырех лошадей, одного ручного поршневого насоса. Такой обоз обслуживали восемь человек боевого расчета. На пожар выезжали телеги, запряженные лошадьми. На одной телеге везли пожарных, вооруженных топориками, на другой — ручной пожарный насос, на следующей — весь необходимый инвентарь.В 1936 году на улице 9 Января построили новое здание на четыре конно-бочечных хода, служебного, подсобных помещений, деревянной вышки — каланчи, которую установили для обнаружения очагов пожара в городе.
— На каланче круглосуточно нес вахту дежурный. Заметив пожар, он звонил в тревожный колокол, — рассказал бутурлиновец Александр Калимбет, проработавший в депо водителем 39 лет. — По сигналу наблюдателя, дежурившего на каланче, к месту пожара сразу же верхом на коне во весь опор мчался вестовой, чтоб расчистить дорогу пожарному обозу и сказать людям о грозящей беде. Следом за ним устремлялся всегда бывший на-готове конный ход первой помощи, а вдогонку — специальные экипажи: линейки с пожарными, водяные бочки-водовозки, телеги с лестницами, шанцевым инструментом, пожарными рукавами. И у лошадей на дугах висе-ли колокольчики, которые звене-ли во время езды, извещая жителей о случившейся беде. В начале XX века конный ход первой помощи, как правило, был двух типов. Если около загоревшегося строения находился естественный водоем, то высылался насосно-линеечный конный ход, а если нет, то насосно-бочечный.

Автоцистерна вместо конного хода
Перед войной, в 40-х годах XX века, для депо закупили дополнительно еще четыре лошади. Боевой расчет укомплектован конно-бочечной линейкой и тремя конно-бочечными ходами, помпой с мотористом. Позже пожарная часть получила новый пожарный автомобиль АМО -2 с открытой платформой, но конно-бочечные хода еще оставались в расчете. В 1950 году на вооружение поступил новый пожарный автомобиль ЗИС-5 с открытой платформой. Конные хода постепенно стали заменять пожарные автомобили с трехколенными выдвижными пожарными лестницами. Первой такой машиной на вооружение города поступила автоцистерна ПМГ-19 на базе ГАЗ-63. Конно-бочечные хода передали пожарной команде колхоза имени Молотова, которая располагалась посередине улицы Петровского на территории бывшего Красного сельского совета.Советское правительство приняло важное решение о создании в стране Государственного пожарного надзора, функции которого были возложены на аппараты и подразделения НКВД.Начиная с 1966 года, советское правительство стало уделять большое внимание расширению ее технической базы. И вскоре на вооружение отряда поступил второй, более усовершенствованный, более мощный пожарный автомобиль АЦ-30 ПМЗ-27 вездеход на базе ЗИЛ-157.

Лучший пожарный караул Советского Союза
До 1967 года в боевом расчете был один пожарный автомобиль, в расчете которого находились начальник смены, водитель, пожарные № 1,2,3 и телефонист. С 1968 года в связи со строительством высотных зданий в городе был отменен пожарный пост на каланче из-за нецелесообразности, а вменен пост на фасаде части. На вооружение поступила автомехлестница. Пожарная часть полностью перешла на телефонизацию: в части были установлены стационарная, автомобильная и переносные рации. Для работы личного состава в задымленных помещениях отряд обеспечили кислородно-изолирующими аппаратами. В 70-е годы XX века повысился уровень профилактики и тушения пожаров. Все улицы города были закреплены для профилактического обследования за личным составом, который в свободное от дежурства время обследовали жилой сектор. В 1971 году ПЧ заняла первое место по области по итогам соревнования среди пожарных частей с вручением переходящего Красного Знамени УПО УВД, почетной грамоты. По итогам Всесоюзного смотра-конкурса профессиональной пожарной охраны четвертый караул, возглавляемый Виктором Боенко, занял призовое место, им вручили вымпел «Лучшему караулу пожарной охраны МВД СССР», а начальник отделения Госпожнадзора майор внутренней службы Александр Копий приказом министра внутренних дел СССР награжден нагрудным знаком «Лучшему работни-ку пожарной охраны МВД СССР».На вооружении части уже имелось три автоцистерны АЦ-30, АЦ-40 на базе ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (вездеход).Наличие такой техники требовало дополнительных помещений, и в начале 80-х годов прошлого века пришлось расширять пожарное депо с расчетом еще на четы-ре пожарных автомобиля и двухэтажного служебного помещения.

Наталия МАРКОВА Фото из архива
=Языком цифр=
В бочке — 40 ведер
Издавна вода была и до сих пор остается основным средством тушения пожаров. В XIX веке и начале 20-го столетия на пожар брандмейстеры доставляли воду в бочках на конных ходах. Словом «бочка» называли русскую единицу объема жидкости, равную 40 ведрам или 492 литрам. В России вели строгий учет этих емкостей, в 1892 году наша противо-пожарная служба имела 39390 бочек!Так выезжали на пожар в 19-20 веках.






Возврат к списку